Услуги

Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Мы предлагаем Вам высококачественные услуги по достоверной оценке соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий!

Экспертиза проводится в сжатые сроки, мы не устанавливаем временных ограничений на устранение замечаний, что является преимуществом перед государственной экспертизой.

Стоимость проведения экспертизы на 20-40% ниже стоимости государственной экспертизы!

Компания ООО «НормативЭксперт» также осуществляет проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, которая призвана оценить точность распределения финансовых ресурсов при реализации проекта капитального строительства, исключить ошибки, которые могут привести к перерасходу финансовых ресурсов и т.д. Иначе говоря, экспертиза сметной документации является важной экономической процедурой, от качества которой зависит правильность распределения инвестиций при реализации проекта капитального строительства.

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза проектной документации – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам,  которые поставлены перед экспертом судом, судьей, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (см. ст.1 ФЗ №73 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»).

Проверка определения достоверности сметной стоимости

Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.

При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, также осуществляются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, реконструкции (далее - предполагаемая (предельная) стоимость), рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, указанной в проектной документации на такой объект, получившей положительное заключение государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости (далее - проект-аналог).

При принятии Правительством Российской Федерации решения о неприменении критерия экономической эффективности проектной документации в части сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, которая не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость, определенную с применением укрупненных нормативов цены строительства или с использованием документально подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимости, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.

При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.

При проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.

В соответствии с абзацем 4 пункта 27(3) Положения № 145 при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.

Часто задаваемые вопросы

На основании каких информационных сведений (данных), в какой форме и каким документом может быть подтверждено отсутствие документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах?

  • Абзацем вторым пункта 27(3) Положения № 145 установлено, что проектом - аналогом является ОКС, аналогичный по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, указанной в проектной документации на такой объект, получившей положительное заключение государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (далее - проверка сметной стоимости).
  • Абзацем четвертым пункта 27(3) Положения № 145 предусмотрено, что при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах - аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов - аналогов, не производится. Исходя из совокупности и системной взаимосвязи указанных норм можно констатировать, что документальным подтверждением наличия сведений о проекте - аналоге может быть наличие положительного заключения государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости по ОКС, аналогичному по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию такого объекта. При этом обращаем внимание, что законодатель не устанавливает требования о необходимости подтверждения отсутствия документально подтвержденных сведений о проектах - аналогах.
  • Согласно абзацу 1 пункта 27(3) Положения № 145 проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов.

Является ли использование территориальной сметной нормативной базы «Госэталон 2012» в ред. 2014г. (внесенной в федеральный реестр сметных нормативов) для составления сметной документации, представленной в рамках проведения государственной экспертизы, правомерным и не противоречит ли действующему законодательству РФ, с какой целью в Положении № 145 сделан акцент на федеральные единичные расценки?

До размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов проверка сметной стоимости должна включать в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, а также расценкам, в том числе их отдельным составляющим, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.

Конкретно не отражена необходимость предоставления расчета по определению предельной стоимости при реконструкции, хотя в пункте 27(3) Положения № 145 упоминается реконструкция.

Требуется ли предоставление расчета по определению предельной стоимости при реконструкции?

Проверка сметы на предмет непревышения предельной стоимости осуществляется для строительства и реконструкции (потому что это капитальные вложения, для которых расчёт этой предельной стоимости необходим). В пункте 27(3) Положения № 145 предусмотрено: «27(3). Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, ...а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.».

Возможно ли проведение проверки достоверности определения сметной стоимости по Положению № 145 при представлении сметной документации, составленной в территориальных единичных расценках (ТЕР-2014) Ульяновской области или сметная документация должна представляться на государственную экспертизу исключительно в федеральных единичных расценках?

Вопрос о применении нормативных баз при разработке и проверке сметной документации (пункт 27.3 Положения): для проведения государственной экспертизы на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости сметную документацию следует разрабатывать только по федеральным единичным расценкам (ФЕР), информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов.

Сборники ТСНБ-2014 Челябинской области включены в федеральный реестр сметных нормативов п.230, расчет текущего уровня цен выполняется ресурсным методом по ценам, утвержденным постановлением Министерства тарифного регулирования Челябинской области. Правомерно ли определение сметной стоимости по ТСНБ-2014 Челябинской области?

Статьей 3 Федерального закона 191 -ФЗ определено, что сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

  1. включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ, в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
  2. введение в действие указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 191-ФЗ сметных нормативов;
  3. размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ.

До размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 191- ФЗ), допускается применение расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, в целях определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса ОКС, работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 191-ФЗ). На основании изложенного до размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов проверка сметной стоимости должна включать в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, а также расценкам, в том числе их отдельным составляющим, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.

Необходимо ли производить проверку расчета стоимости объекта, выполненного на основании НЦС или по проекту-аналогу, в целях правильности его формирования и возможности сделать выводы о превышении или не превышении стоимости объекта над НЦС или проекта-аналога?

При проверке сметы осуществляется проверка правильности расчёта предполагаемой (предельной) стоимости строительства. При этом, в соответствии с абзацем 4 пункта 27(3) Положения № 145, при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.

Разъясните предмет экспертизы и состав заключения по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации на капитальный ремонт, в отношении объектов, для которых проверка достоверности является обязательной?

В соответствии с абзацем 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ проектная документация капитальный ремонта подлежит государственной экспертизе только в случае финансирования капитального ремонта с привлечением бюджетных средств и только в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Содержание предмета оценки в рамках проверки достоверности определения сметной стоимости установлено пунктом 27(3) Положения № 145. «27(3). Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно- технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, также осуществляются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, реконструкции (далее - предполагаемая (предельная) стоимость), рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о сметной стоимости строительства, реконструкции ОКС, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, указанной в проектной документации на такой объект, получившей положительное заключение государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости (далее - проект-аналог).

При принятии Правительством Российской Федерации решения о неприменении критерия экономической эффективности проектной документации в части сметной стоимости строительства, реконструкции ОКС, которая не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость, определенную с применением укрупненных нормативов цены строительства или с использованием документально подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимости, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.

Разъясните предмет экспертизы и состав заключения по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации объекта в отношении которого экспертиза не проводится, но проводится проверка достоверности сметной стоимости?

В соответствии с абзацем 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ проектная документация капитальный ремонта подлежит государственной экспертизе только в случае финансирования капитального ремонта с привлечением бюджетных средств и только в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Содержание предмета оценки в рамках проверки достоверности определения сметной стоимости установлено пунктом 27(3) Положения № 145. «27(3). Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно- технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, также осуществляются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, реконструкции (далее - предполагаемая (предельная) стоимость), рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о сметной стоимости строительства, реконструкции ОКС, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, указанной в проектной документации на такой объект, получившей положительное заключение государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости (далее - проект-аналог).

При принятии Правительством Российской Федерации решения о неприменении критерия экономической эффективности проектной документации в части сметной стоимости строительства, реконструкции ОКС, которая не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость, определенную с применением укрупненных нормативов цены строительства или с использованием документально подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимости, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.

При проверке сметной стоимости капитального ремонта ОКС, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.».

В настоящее время Минстроем России ведется работа по разработке проекта приказа Минстроя России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации». Указанный проект приказа содержит в себе в том числе изменения к Требованиям к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденных приказом № 341/пр. Проект приказа в настоящее время размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и доступен для ознакомления.

Предмет экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости установлен п. 27(3) Положения № 145. В частности, при проверке сметной стоимости капитального ремонта ОКС, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом указанного пункта расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.

Предмет проверки достоверности определения сметной стоимости в отношении объектов, по которым не требуется получение разрешения на строительство, не отличается от обычного предмета проверки достоверности определения сметной стоимости, так как в отношении таких объектов проектная документация также подлежит разработке в полном объеме (исключений статьей 48 ГрК РФ не предусмотрено).

ОЦЕНКА ОБОРУДОВАНИЯ И МАШИН

Оценка оборудования, машин и хозяйственного инвентаря проводится для определения рыночной стоимости имущества компании или предприятия. На стоимость имущества влияют разнообразные факторы, которые следует учитывать при вынесении решения об окончательной стоимости. Она зависит от предполагаемого назначения и использования, морального и физического износа, технического состояния и других факторов. В оценке могут участвовать как единичное оборудование, так и производственный комплекс.